Защита судна от обрастания

Нанесение необрастающей краски на днище судна

Путешествуя по различным водоемам, владельцы яхт и катеров сталкиваются со многими проблемами, которые ведут к серьезным поломкам и дорогостоящему ремонту оборудования. Наиболее частая среди прочих – это нарастание органического слоя на различных поверхностях яхты. Давайте подробнее разберемся из чего состоит налипший слой и какие проблемы поджидают неопытных новичков. Здесь представлены наши мысли, которые сформировались благодаря продолжительному общению с катерами всех типов.

Водоросли

обрастание днища катера водорослями

Большую часть времени лодка находится на воде. Чаще всего, она просто стоит у причала. Некоторые после спуска могут пройтись на катере всего 1-2 раза в сезон, а потом поднять ее на берег. Тем не менее она всё равно в воде, где много растений и бактерий, желающих присоединиться к корпусу и спокойно жить на его участках.

Чем объект неподвижнее, тем быстрее он обрастает. И морские, и речные водоросли в равной степени любят селиться на днище. В процессе жизнедеятельности такие мигранты выделяют разные ферменты, которые потихоньку разрушают гелькоут и стеклопластик.

Кроме того, морская живность имеет реальный вес. Были случаи, когда совокупный вес яхты увеличивался на несколько десятков процентов благодаря водорослям и тому, что в них застряло. Конечно, когда вы вновь заведете моторы и отправитесь в путь, часть зеленой опушки отвалится, но крупная порция зелени останется до того момента, пока вы вручную не сгребете их. Если периодически не очищать судно, то все новые и новые переселенцы станут посещать ваш транспорт. Вы ощутите это довольно быстро. Увеличение потерь топлива на 20-30 процентов и возникновение крена угрожает уже в ближайшем будущем. Некоторые доводят лодку до состояния новогодней елки, когда она попросту не может выйти на глиссер, да и движется очень медленно и неповоротливо.

Моллюски

обрастание днища катера моллюсками

Особое место занимают моллюски. В водной толще их многие миллиарды. В процессе размножения эти морские обитатели распространяются по воде и прилипают ко всему, что встретят на своем пути. Они плотно обосновываются по всей площади судна, мешая его нормальному движению.

Чтобы расти, моллюски ищут наиболее удобные места, в которых будут беспрепятственно лакомиться питательными веществами, выбрасывая в воду продукты собственной жизнедеятельности. Неподвижные объекты - их излюбленное обеденное место. Забираясь как можно глубже, они стремятся закрепиться в материале и продолжать жить и размножаться.

Лодки  довольно быстро теряют ходовые качества: уменьшится максимальная скорость, больше никакого глиссирования и существенная нагрузка на все судовые системы. Увеличивается топливная потеря. Работают на износ и мотор, и колонка, развивается кавитация на лопастях гребных винтов. Если замена движителя (-ей) еще более-менее дешевое мероприятие, то покупка нового или восстановленного двигателя и редуктора поднимет волосы не только на голове, но и в подмышках любого судовладельца.

Слизь

обрастание днища катера слизью

Дополнительные проблемы создает слизь. Это побочный продукт жизнедеятельности водных обитателей. Чаще всего, встречается на глубине 0.2-3.5 метра, где обитают миллиарды одноклеточных бактерий, которые выделяют во внешний мир переработанные вещества.

Они, подобно хорошему клею, смазывают днище тончайшим слоем, создавая отличную почву для дополнительного обрастания водорослями и моллюсками. Со временем органическая шапка только увеличивается в размерах и весе. Смыть ее волнами уже не получится, ибо клейкая масса практически не растворяется в воде.

Такой нарост нужно убирать вручную под мощным напором воды. Подойдет только специальная химия, которая не будет наносить вред и гелькоуту, и стеклопластику. Опять же долгий и недешевый процесс может не принести ожидаемых результатов. Это разовая акция. Один раз очистив корпус, никто не даст гарантии, что больше не придется проводить работы.

Осмос

осмотические пузыри на поверхности судна

Его называют чумой стеклопластика. Иногда медленный, но довольно часто и быстрый процесс. Вы можете не замечать его годами. Снаружи лодка не будет подавать признаков болезни, но внутри уже творится полная вакханалия. Помните, что пластик лодок пористый? Со временем он насыщается, принимая воду.

Если гелькоут еще живой, то он играет роль мембраны, препятствующей диффузии. Но как только его слой под действием силы трения истирается, жидкость снаружи уже ничто не остановит. Единственная перегородка трещит по швам, а материал начинает разрушаться.

Осмотические пузыри - один из первых сигналов того, что защита серьезно парализована. Это отличительная особенность данной болячки. Здесь гелькоут (или его остатки) уже играет против судовладельца. Катер разбухает изнутри в первую очередь из-за свойства мембраны. Корпус может впитать, но не может отдать. Вода внутри испаряется и расширяется, вытягивая материал вдоль точек наименьшего сопротивления. Не обойтись мелким косметическим ремонтом - потребуется углубиться в днище и вырезать несколько слоев, но и это не даст 100% гарантию.

Возможные последствия

разрушение гелькоута и стеклопластика моторной лодки

Прежде всего, это разрушения материала. Как мы уже выяснили, живые организмы выделяют различные слаботоксичные вещества. Токсин стимулирует процессы разложения лакокрасочного покрытия. Он внедряется в микроскопические разрезы, вызывая коррозию металла. Чем больше таких локальных повреждений, тем сильнее напитывается стеклопластик, вбирая в себя воду. Так вы можете увидеть темную паутину, пузыри и вздутые участки - прямое свидетельство отсутствия защиты днища.

Обрастание органикой затрудняет движение судна по воде. Многие десятки килограммов водорослей, моллюсков и слизи создают дополнительную нагрузку. Вы больше не разгонитесь до прежних скоростей. Значительно ухудшается маневренность. Лодки, стоящие у понтонных причалов без защиты, обрастают за пару-тройку недель. Выходя в путь, заметьте, как резко увеличился расход, да и управляемость снизилась. Утяжеление влечет увеличение осадки. Отсюда растет нагрузка на двигатель и колонку.

Они и так работают на износ, а здесь вы даете ту нагрузку, которую отдельные модели могут не выдержать. О глиссировании можете забыть в принципе. Облипшая лодка не позволит развить нужную скорость. А теперь представьте, насколько безопасно ваше увлечение водным спортом с такой яхтой. Уже со швартовкой возникнут проблемы. Хотите повредить соседние катера и заплатить за их ремонт - мы полагаем, нет. Но что произойдет, если настигнет шторм? Не говоря об отсутствии маневренности, просто подумайте о крене. Небольшая волна, ударяющая в борт, может стать последней. При существенном перевесе ни интерцепторы, ни транцевые плиты не спасут.

Как бороться с обрастанием?

нанесение необрастающей краски

Необходимо нанести на днище защитный слой. И здесь нам поможет необрастающая краска. Это специальный вид эмали, разработанной для лодок и яхт. Она применяется по всему миру и хорошо переносит любые климатические условия. Одна из самых распространенных услуг в сервисных центрах - это окрашивание корпуса ниже ватерлинии.

Что это дает? Название говорит само за себя: всё, что мы перечислили раньше, после нанесения Вам не грозит. Конечно же, если правильно выполнили процесс покраски. Создается барьер для растительности и микроэлементов, предотвращающий прилипание.

Краска хитра и коварна по отношению к морским жителям: она мельчайшими кусочками отваливается от днища, не давая моллюскам выбрать место обитания. Для человеческого зрения - это ненаблюдаемый процесс. Если покрыли лодку весной, а осенью решили поднять, то всё станет видно после мойки. Иногда краску лучше обновить, то есть добавить пару-тройку слоев. Как и любое спец. оборудование, ее нужно класть с умом, соблюдая особую технологию.

Почему выбирают нас

окрашивание днища судна

Да, этим занимаются многие сервисные организации. Вопрос в другом. Вы уверены, что соблюдается процедура нанесения? Краска любит не только тепло, но и низкий уровень влажности. Перед нанесением нужно старый грунт удалить, зачистить и отремонтировать корпус и только потом приступать к работе.

Что можно сказать относительно самой краски? Видов очень много, порядка нескольких десятков производителей предлагают эмали. Выбирайте только проверенную. Из практики известны случаи, когда лодку покрывают автомобильной краской, обладающей совершенно иными свойствами. Она не отпадает, как необрастающая, а держится плотным слоем.

По сути, это совершенно пустая трата денег, которая не приведет ни к чему. Водоросли как лезли на борт, так и будут продолжать располагаться под ватерлинией. Принцип действия авто- и судовой краски совершенно различный. Последняя буквально жертвует собой и уходит на дно вместе со всей зеленой капустой, потихоньку отделяясь от яхты. Эмали для автотранспорта образуют шершавый каркас. Он углубляется вглубь стеклопластика и попросту висит на нем. Удалить ее очень тяжело. Мы пробовали пескоструйный аппарат - ноль эффекта. Только активная кислотная химия дала незначительные результаты. В любом случае владелец лодки потерял очень много времени и денег, пока механики стирали шпателями старую эмаль. Не уродуйте дорогой транспорт ради условной галочки.

Порядок нанесения

как наносить необрастающую краску

Очистка → Шлифование → Обезжиривание → Грунт → Краска

Чтобы новая краска легла ровно, нужно соблюдать несколько условий. Во-первых, старый грунт и эмаль нужно удалить. Класть новые слои на уже потерявшее свойства покрытие не имеет никакого смысла, поэтому его стираем до стеклопластика. Далее шлифуем и залечиваем все поврежденные участки: убираем сколы, реанимируем места ударов и прочие погрешности владельца. Поверхность обязательно нужно очистить от пыли и обезжирить. Только теперь кладем грунт. Делаем это в несколько слоев для максимального эффекта. Как уже говорили ранее, грунт любит тепло, поэтому, если вы покрываете днище в 10°С, перед нанесением очередного слоя должно пройти как минимум 2-3 часа в зависимости от типа. Чем ниже температура, тем больше времени нужно ждать. Работает это и для судовых эмалей. Ее тоже кладем в 3-6 слоев. Обратите внимание на киль, корму, рули. В этих областях краска живет меньше, поэтому под конец еще два-три раза пройдитесь там кисточкой или валиком.

Что советуем использовать?

Мы используем два типа эмалей. Компания International производит, по нашему мнению, одну из лучших видов краски в данной области. Необрастающее покрытие Interspeed Ultra обладает сильнодействующей формулой для условий с высокой степенью обрастания. Она создает твердое и стойкое покрытие, гарантируя долгосрочную защиту корпуса. Вторая по описанию, но не по качеству - эмаль  Trilux. В ее состав входят высокотехнологичные частицы, основанные на технологии Teflon. Яркая, сочная краска с широкой палитрой цветов совместима с любым материалом, включая алюминий. Если вы часто поднимаете катер, то это ваш выбор.

INTERSPEED ULTRA

INTERSPEED ULTRA

- характеристики

  • Пригодна для полировки;
  • Для всех типов судов;
  • Стойкая к износу;
  • Технология TEFLON;
  • Технология BioLux.
TRILUX 33

TRILUX 33

- характеристики

  • Для всех типов судов;
  • Износостойкая краска;
  • Большая палитра;
  • Технология TEFLON;
  • Технология BioLux.

Оба вида красок выделяются улучшенной системой TEFLON. Вкратце, в эмали находятся частицы, препятствующие промоканию. Бонусом они немного снижают трение о воду, давая вам возможность выйти на глиссер чуть быстрее. Совсем недавно покрытие еще раз проапгрейдили. Добавили технологию Biolux. Что это значит? Всё довольно просто: добавили немного органических биоцидов, которые контролируют выщелачивание. Они безопасны и для вас, и для речных жителей. Последние попросту не подойдут к днищу, ибо биоциды действуют на молекулярном уровне, мешая водорослям зацепиться за любую поверхность.

Контактная информация

Остались вопросы?

Если у вас остались сомнения или появились новые вопросы, свяжитесь с нами. Мы подробно расскажем о всех видах работ и их стоимости.

А если решили покрасить лодку, то вы можете сделать это у нас по приятным ценам. Заранее договоритесь с менеджерами сервиса, чтобы уточнить дату и место проведения обслуживания судна.

Как нас найти

  • По общим вопросам: info@7futof.ru

  • 603155, Н. Новгород, Набережная гребного канала, п/о Печерские пески 109, яхт клуб "Лето".

  • Обращаем ваше внимание, что офис компании находится на втором этаже над рабочим боксом.

  • Широта: 56.3298080

    Долгота: 44.0550580

Как и с кем связаться

  • Менеджер по сервису, Соколов Сергей Дмитриевич: +7 (920) 028-07-07; service@7futof.ru

  • Запчасти и гарантия, Большаков Евгений Валерьевич: +7 (930) 666-07-07; parts@7futof.ru

Оставить заявку!

© Copyright OOO "7 Футов". All rights reserved