Техническое обслуживание

техническое обслуживание катера

Почему все боятся ТО как огня? С одной стороны понятно, что люди пытаются в сэкономить. Но послушайте, не выльется ли экономия в еще большие затраты? Самое забавное, что яхтсмены тратят десятки тысяч на полировку бортов, но не хотят заменить масло. Вы наивно полагаете, что лодку не нужно обслуживать, даже если она стояла всё лето. Это ошибка, существенная ошибка. Любой транспорт предусматривает качественный сервис. Катер, словно эксклюзивный автомобиль, требует много внимания.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

техническое обслуживание катера

Нагрузка на лодочный мотор ощутима. Только представьте, что пара двигателей тащит вперед 10-тонную яхту. Средняя рабочая мощность — это 3500 оборотов в минуту, когда в автомобильном транспорте 2-2.5 тысячи.

Естественно износ материала растет по экспоненте вверх. Так со временем нарушается целостность узлов и механизмов, а мотор выходит из строя. Вдобавок по катеру бьет и внешняя среда, и сам владелец.

Да-да, вы не ослышались, многие пытаются выжать максимум из лодки, хотя ходят с кривыми винтами и раненными редукторами. Есть ли смысл говорить об опасности, которая ждет Вас повсеместно? Запомните, вы на воде. Даже небольшой крен сулит огромные неприятности. Вдали от берега Вам никто не поможет моментально — всё в ваших руках.

А что, если подойдет шторм, а лодка совершенно неуправляема? Банально крыльчатка, которой стало плохо, лишает двигатели законного хладагента. Перегрев, выход из строя, и вы катитесь по течению словно бревно. Подвергнуть себя, гостей и лодку такому риску, полагаем, не хочет никто. Отнеситесь к судну серьезно. Соблюдение регламента ТО — это гарантия безопасности и комфорта. В одной из статей мы поднимали подобные вопросы. Всё зависит от типа вашей яхты и ее особенностей. Где-то рекомендуется проведение работ через каждые 100-200 моточасов, где-то и 500 мало. В любом случае ТО нужно проходить каждый год. Давайте разберемся по порядку.

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА

техническое обслуживание катера

Бедный мотор. Как его только не загоняют, но он всё-равно вывозит Вас из бурного течения. Двигатель работает под колоссальной нагрузкой, и это не может не откладывать свой отпечаток.

Сколько ни борись с коррозией, вода тем не менее имеет свои планы и не намерена уступать. Черпая хладагент снаружи, техника ненароком подбирает песок, соляные пласты, слизь и кусочки водорослей. Не всё сгорает, поэтому ждите перегревы и повреждения.

Любите погонять? Ну что ж, масло чуть быстрее потеряет свои свойства и разложится на фракции и присадки, которые осядут тонкой пленкой на стенках цилиндров. Для начала сотрется смазка, потом увеличится сила трения и, наконец, перегрев. Можете оформлять заказ на новые движки.

Некоторые начинают возмущаться: «Зачем делать ТО, если лодка стоит на месте и никуда не ходит?» Вопрос логичный, но не состоятельный. Вы же не можете остановить время для судна. Механизмы закисают, крыльчатка без воды рассыпается, масло медленно расслаивается на липовый мед, в топливной системе образуется конденсат. Поэтому не имеет значения, как насыщенна жизнь катера.

Аналогичная ситуация и в колонке. Выпавшие присадки образуют микроскопический слой, мешающий нормальной теплоотдаче. Масляная пленка создает парниковый эффект, запирая тепло внутри. Перегревы в одной части и недостаточное количество тепла в другой приводят к быстрой деградации материала и логичному выходу редуктора из строя.

ГЕНЕРАТОР И ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА

техническое обслуживание катера

Займемся генератором. Всё электрическое обеспечение лежит на нем. Мотор потребляет астрономическое количество энергии, и если его не питать вовремя, то, вполне возможно, он откажется работать.

Своевременное техническое обслуживание ДГУ — это гарантия работоспособности двигателя, а следом и катера. Экономия здесь не уместна. Если не следить должным образом, то можно нарваться на ряд неприятностей. Во что это может вылиться?

Чем реже вы меняете расходники и тех. жидкости, тем больше и сильнее изнашиваются все механизмы. Поверьте, дешевле раз в сезон что-то заменить, нежели потратиться на капитальном ремонте. Серьезные увечья генератора сулят значительные капиталовложения. Здесь и стоимость работ, заказ новых запчастей, замена расходников и масел. Ауф…дорого!

Мы уже имели дело с мертвой техникой. Ценники на отдельные компоненты очень серьезно кусают кошелек. Особо удачливые любители водного спорта могут просидеть на берегу половину лета, ожидая доставку и завершение работ. Не очень приятное зрелище с учетом нашего двухмесячного лета.

Идем далее. Если генератор — это вены и капилляры судна, то топливная система — главная артерия. Следите, чтобы не образовывался конденсат. Даже небольшого слоя H2O в баках хватит для создания проблем. Вода тяжелее бензина или солярки, поэтому топливный насос в первую очередь забирает именно ее. Теперь немного о работе ДВС. Внутри цилиндров ходят поршни, сжимающие смесь горючего и кислорода. Свечи дают искру, и происходит взрыв с выделением энергии. Здесь и кроется вся загвоздка. Встречаются две силы: вода активно сопротивляется лупящему по ней поршню. В результате быстрее стирается масляная смазка, а на рабочих поверхностях растет сила трения. Износ, деградация материала, механические повреждения — несколько подобных запусков, и можете идти за новыми двигателями.

КОРПУС СУДНА

техническое обслуживание катера

Мелкие сколы и небольшие повреждения, по мнению некоторых владельцев, не нуждаются в скором ремонте. Это первое заблуждение. Большинство современных лодок состоит из стеклопластика, который очень боится воды.

Однако он защищен специальной эмалью — гелькоутом, закрывающим пластик. В местах ударов или потертостей, где слой утончается или вовсе исчезает, влага имеет беспрепятственный доступ к материалу.

Последний, словно губка, начинается насыщаться, впитывая всё больше и больше жидкости. Корпус разбухает и расширяется: в каких-то местах ползет темная паутина, где-то вылезают осмотические пузырьки. Бороться с такими заболеваниями тяжело даже профессионалам, ибо оценить масштаб проблемы практически невозможно. Даже если вам успешно залечили корпус один раз, не будет никакой гарантии, что это не случится вновь.

Зимой ситуация еще страшнее. Вода, замерзая, расширяется. На старых запущенных лодках особенно отчетливо виден расползающийся корпус. Куски стеклопластика буквально выдавлены прочь. Заметили сколы, царапины, потертости — не откладывайте лечение. Чем быстрее пациент получит помощь, тем дольше он будет «жить». Не пытайтесь ремонтировать своими силами — кустарные методы уже давно ушли в прошлое. Обратитесь в сервисный центр, где применяется профессиональная техника, а люди соответствующие навыки.