Из практики известны случаи, когда владельцы либо не знают о данной процедуре, либо попросту ее игнорируют. Людей приходится уговаривать, ссылаясь на различные негативные последствия, которые могут возникнуть, если не провести работы. Размороженные двигатели, забитые фильтры и вышедшие из строя помпы – вот на что придется потратиться в будущем. Ваша легкомысленность чревата серьезными проблемами вплоть до невозможности эксплуатации судна. Давайте все-таки разберемся, что к чему? Итак, осенняя консервация лодок начинается еще на воде.
С ЧЕГО ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ
Первый шаг – прогрев двигателя до рабочей температуры. Ждем, пока мотор нагреется до необходимых значений – его нужно послушать. Если работа ровная, нет механических скрипов и скрежета, то начинаем консервацию.
Отработанное масло утратило свои технические свойства: присадки выпали, произошел фракционный распад. Сливаем отработку и заливаем новое, а заодно меняем воздушные и масляные фильтры. Внимательно смотрим на старое масло. Наличие мелкого налета – это сигнал к диагностике. Если всё окей, то “едем дальше”.
Нужно удалить воду из системы охлаждения, убрать песок и вычистить грязь, чтобы пропиленгликоль (консервант) мог попасть во все контуры и циклы. Такой консервант создает особую среду, сохраняющую двигатель. Если крыльчатка цела, то убираем ее в герметичный пластиковый пакет и прячем в холодное место. Так она лучше переживет зиму. Положите ее рядом с двигателем, чтобы не потерять.
Чистота – это залог здоровья. Помойте моторный отсек. Очистку двигателя необходимо делать со специальными средствами под слабым напором воды. Уже на чистом моторе осматриваем тросики управления и обрабатываем их антикоррозийным раствором. Переходим к топливным системам. Так как зимой влажность несколько выше, то опасность образования конденсата увеличивается. Чтобы избежать проблем с топливными фильтрами и насосами, мы настоятельно рекомендуем заливать горючее на максимальный объем баков, то есть “под крышку”. Неплохо было бы добавить стабилизатор.
КОЛОНКА И СУДОВОЙ РЕДУКТОР
Закончили тут? Идем разбираться с судовым редуктором. Сливаем отработанное масло. “Молитесь”, чтобы там не было эмульсии. Если не повезло, то придется провести диагностику. Обращаемся в сервис.
Металлический налет или “нестандартный” цвет масла может говорить о существенных заболеваниях и серьезных проблемах. Откладывать не стоит. После консервации попросите провести работы с редуктором. Пока на улице зима, в сервисе излечат все повреждения, и весной начнете навигацию с беспроблемной колонкой.
Если проблем с маслом нет, то далее снимаем гребные винты и внимательно на них смотрим. Поврежденные пропеллеры порой оказывают на судно только негативный эффект. Так погнутые лопасти вызывают громкий шум из-под кормы и сильную вибрацию. Управлять лодкой с избитыми винтами довольно сложно. Если позволяет время и есть финансы, то лучше приобрести новые гребные винты, если такой возможности нет, то можно попробовать их выправить.
Чтобы избежать образования коррозии, обрабатываем валы водоотталкивающей смазкой, например, Volvo Penta Propeller Shaft Grease. Подойдет прекрасно. Советуем окрасить колонку перед зимой. Покрытая специальной краской она надежно сохранится во время холодов, а летом будет выглядеть презентабельно. Не забывайте, что аноды закрашивать нельзя. В конце снимаем колонку, убираем ее в теплое помещение. Так риск появления окисей существенно снизится.
СИСТЕМЫ ПРЕСНЫХ ВОД
Первым шагом сливаем воду из всех систем, в которых она потенциально может находиться. Промываем фильтры забортной воды, а в специально отведенные отверстия заливаем консервант. Идем включать помпы. Они помогут нам прокачать пропилен через все важные участки.
Не экономьте на консерванте – забивайте максимум. Если воду выгнать не полностью, то зимой она разорвет не только шланги, но и повредит помпы – сами были свидетелями. Пропилен необходимо заливать до тех пор, пока он сам не начнет вытекать из кингстонов. Для контроля процесса мы его подкрашиваем.
Не бойтесь – это безвредно. Используется только пищевой краситель, который безопасен для человека и животных. Его легко отмыть обычным мылом для рук. Как только прозрачная жидкость окрашивается алым (у нас красный краситель) оттенком, выключаем все помпы и перекрываем сливные отверстия. На этом всё – водяные системы подготовлены.
ГЕНЕРАТОР, ОТОПИТЕЛИ И КОНДИЦИОНЕР
Подготовка генераторной установки довольно проста. Чтобы он пожил дольше, сливаем тосол, заменяя его консервантом на основе пропиленгликоля. Так он действительно сможет успешно перезимовать и дикий холод, и обильный снегопад.
С кондиционерами и отопителями ситуация схожая. Ваш лучший помощник здесь – пропилен. Если отопитель жидкостный, то заливаем консервант в его контуры. Если воздушный, перекрываем подачу, чтобы внутри гофр не скапливалась вода.
КОРПУС КАТЕРА
Фу, чем пахнет? Не только снаружи, но и внутри. А, это кто-то решил снова сэкономить. Зачем нам красить днище необрастайкой – и так сойдет. Наивные… Сколько зелени вы нацепили на лодку? Десять, двадцать, пятьдесят или все сто килограмм растительности надежно закрепились и обрели новое место жительства.
Но кому это важно, если неопытные судовладельцы готовы переплачивать не только за увеличенный расход, но и за периодичную химчистку салона. Да, вы не ослышались. Высыхая, водоросли источают такой аромат, что прочие запахи Вам покажутся амброзией.
Как этого избежать? Всё достаточно просто. Если вы только знакомитесь с необрастающей краской, то перед зимой ее нанесение – один из лучших вариантов. Сначала смываем всю гадость ниже ватерлинии: корпус должен быть чистым, как слеза. Далее наносим пару слоев противоосматического грунта.
Он активно препятствует разложению и перенасыщению стеклопластика, из которого состоит ваш катер. Без него лодка очень быстро покроется темной паутиной и осмотическими пузырями. После грунта переходим к необрастайке. Кладем слой за слоем – 3-6 вполне достаточно. В будущем сезоне яхта будет быстрее и эффективнее, а управление станет проще благодаря существенному снижению веса обросшей зелени. Попробуйте – это реально работает.
ЭЛЕКТРОНИКА И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА
Безопасность плавания напрямую зависит от грамотного обслуживания электрического оборудования. Чтобы не получить бодрящий заряд от собственной лодки, необходимо тщательно подготовиться. Итак, советуем сделать следующее.
Во-первых, отключить, зарядить или купить новые аккумуляторы. Их лучше всего снять и хранить в тепле с хорошей вентиляцией. Не забудьте их зарядить. Зачем? Зимой не заряженные АКБ не только прекрасно трескаются, но иногда взрываются, нанося увечья всему, что находится рядом. Клеммы очищаем от окисей.
Смотрим на сигнальные огни, помпы, предохранители, лампы и поплавки – они должны работать. Потратьте немного времени на осмотр всего, что может потреблять или производить электроэнергию. Быть может, найдете неисправные элементы, которые мы починим зимой с приятной скидкой. К вспомогательным элементам можно отнести подруливающие устройства, якорь с цепью, брашпили и лебедки, леера, тенты и swim-платформы. Подрульку необходимо осмотреть снаружи, а еще попросить механиков проверить электрику и работу лопастей.
Если с ней всё отлично, то поднимаемся наверх и смотрим на тенты. Зимой поврежденный тент можно отправить на перешив, чтобы летом не ходить словно решето. Но перед этим подумайте, где будет лодка зимой без тента. Советуем отправить ее в теплый ангар, либо накрыть плотным пвх-баннером. С якорным ящиком отдельный разговор. Если цепь еще найти реально, то поиск лебедки может занять значительное время. Зимой это время у вас есть: при заказе в сервисном центре подберут оборудование именно для того типа якорей, который установлен на вашей лодке.
В заключение, осенняя консервация есть необходимое условие. Условие, без которого Ваш катер определенно будет “страдать” в будущем. Исключите потенциальные затраты на дорогостоящем ремонте. Качественная подготовка судна перед зимой станет надежной гарантией Вашего комфорта и безопасности в следующем сезоне.