За презентабельный внешний вид лодки отвечает не только ее корпус, но и внутренняя отделка. Чаще всего, приобретая судно у завода, вы получаете “голый пол” или обычные коврики внутри кокпита. Они, к сожалению, прослужат вам не долго, быстро потеряют свою форму, испачкаются без возможности восстановления прежнего вида. Не самое приятное зрелище.
На открытых частях палубы отсутствие хорошего покрытия также оказывает ряд неудобств. Судно смотрится “незавершенным”: кажется, что чего-то не хватает. Со временем на таких участках собирается вода, заносящая мусор, грязь, песок.
А после высыхания непременно останутся солевые разводы, если вы путешествуете в море. Всё это опять же попадает на ваши ноги. Наконец, нормальное палубное покрытие обеспечивает безопасность: обработанные специальными составами они создают слой, с которого вода будет скатываться за борт.
Среди всего многообразия лодочных настилов выделим два: тиковое и флекси-тиковое. Почему только два варианта? Ответ прост: репутация, распространенность и надежность.
Оба вида имеют хорошие характеристики и используются уже очень давно (особенно тиковая доска). Конечно можно было бы расширить тему, но мы попробуем разобраться конкретнее в той области, где имеем значительный опыт работы.
ТИКОВОЕ ДЕРЕВО
“Старший брат” среди палубных материалов, который используется во всем мире. Он долговечный и довольно прочный, используется для отделки палуб яхт, катеров и кораблей. Благодаря плотной структуре дерева практически не принимает соленую воду, не боится ливней и жаркого климата южных регионов. Широкое применение на судах объясняется огне- и влагостойкостью материала.
Доска не гниет, поскольку пропитывается не только специальными растворами, но обладает собственной “маслянистой структурой”: смола не позволяет каплям воды проникать в разрезы и промежутки между волокнами. Насекомые также будут обходить стороной тик, а вода, попадающая на материал, достаточно быстро с него удаляется.
Тиковая доска имеет главное преимущество: она не перегревается. Во время длительной навигации вы не обожжете себе ступни. Дерево нагревается равномерно и не достигает слишком высоких температур, при этом материал сохранит тепло достаточно долго.
То есть если на улице или внутри кают станет прохладно, тик еще некоторое время останется комфортной температуры, согревая ваши ноги. Такой вот теплый пол приготовила яхтсменам сама природа. Теперь о недостатках. Жары конечно не боится, но солнечный ультрафиолет со временем его обесцвечивает.
Дерево всё-таки нуждается в заботе. Для сохранения пигментации нужно периодически его высушивать, вышкуривать и обрабатывать пропитками (на основе различных масел) с водоотталкивающим эффектом, поскольку в процессе шлифования снимается небольшой слой волокон.
Если своевременно не обрабатывать материал, то вместо естественного древесного цвета вы можете получить бледно-серый оттенок с явно выгоревшими кусками. Не менее важно, что Вы используете при обработке. Нельзя очищать тиковую палубу при помощи агрессивных растворов, растворителей и обезжиривателей с сильным отклонением от нейтральной PH-среды. В общем, нужна “мягкая” химия, иначе повредите тик.
FLEXI-ТИКОВОЕ ПОКРЫТИЕ
Более современный аналог практически идентичен по внешнему виду с тиковым деревом. В современности используется практически везде. Flexi-тик полностью имитирует традиционное деревянное покрытие и не уступает по водооталкивающим свойствам. К тому же он намного более неприхотлив.
Такую палубу не нужно постоянного полировать, шкурить и обрабатывать специальными составами. Со временем флекси-тик может немного потемнеть, но не поменять цвет вовсе.
Для того, чтобы восстановить пигментацию, необходимо пройтись самой мелкой наждачной бумагой и еще раз сполоснуть поверхность. В обслуживании он очень прост.
Достаточно поддерживать чистоту поверхности, то есть иногда мыть (можно и речной водой) средствами с неагрессивными наполнителями, где Ph-среда не имеет яркой щелочной или кислотной выраженности. Обычный мыльный раствор прекрасно справится. Синтетический тик также обладает прекрасными противоскользящими свойствами.
Палубное покрытие. ПОДГОТОВКА И УСТАНОВКА
Сейчас расскажем, как это делаем мы. Чтобы всё получилось красиво, лодка смотрелась презентабельно, а вы не натерли ноги шероховатостями, необходимо правильно подготовиться. Иначе всё придется делать заново. Начнем. На первом этапе с владельцем согласуется область, где будет располагаться тиковое или flexi-тиковое палубное покрытие. Некоторые просят полностью покрыть судно, прочие хотят видеть материал на корме (или где-то еще).
Чтобы всё получилось точно, с поверхности палуб и кают снимают лекала. Это калька с отображением всех углов. У тика есть условное направление – древесный рисунок. Его необходимо выдержать и красиво перенести на пол катера. Поэтому на лекалах наносится вектор, чтобы в последствие не запутаться.
Так палуба будет смотреться цельной, а не состоящей из отдельных кусков. Получив все замеры, мы заказываем необходимое количество материала. Удобство искусственного тика в том, что он очень гибкий и эластичный, а швы надежно склеены водоотталкивающим герметиком.
К нам он поступает в скрученных рулонах, поэтому мы его разворачиваем и даем отдохнуть. Через несколько часов искусственное дерево полностью расходится – это значит, что тик готов. Укладка обычного тикового покрытия занимает гораздо больше времени. Необходимо аккуратно отшлифовать поверхности для избежания протекания и насыщения в будущем. В этом еще одно преимущество искусственного аналога.
Укладывается палубное покрытие на хорошо очищенную поверхность, соблюдая рисунок дерева. Далее его “промазывают” по контуру специальным герметиком, закрывающим полости между флекси-тиком и полом. Так вода не сможет просочиться внутрь. После чего дают немного отдохнуть, высохнуть и окончательно принять форму (разваляться).
В сравнение с намного более трудоемким процессом изготовления и укладки обычного тика, синтетический гораздо быстрее ныряет на палубы. Невооруженным взглядом отличить искусственное дерево от настоящего практически нереально.
Мы готовы преобразить и ваше судно. Хотите подробнее узнать, какой материл подойдет именно под вашу яхту? Обратитесь в сервисный центр Volvo Penta “7 Футов”. Мы обладаем богатым опытом проведения работ с палубным покрытием, поэтому знаем, как сделать красивое и презентабельное судно.