Много причин приводят к поломкам и деформации гребных винтов. Здесь мы рассмотрим, что происходит с пропеллерами во время движения катера. Есть несколько принципиальных особенностей, по которым функционирует судовая техника. Мы ранее говорили о том, что движения винта походят на вкручивание штопора: он рассекает жидкость, проходя всё новые и новые толщи воды.
Последняя, кстати говоря, не просто оказывает сопротивление, но и может нанести реальный вред. На высоких оборотах происходит переизбыток давления в одной из частей, и разряжение в другой. О последствиях поговорим далее.
Вторая отличительная черта – характер взаимодействия с массой жидкости. Для примера можно рассмотреть водяную мельницу, которая преобразует один вид энергии в другой. Пропеллер активно использует потоки, перераспределяя их и направляя не только от судна, но и по некоторой площади кормы, создавая подъемную силу.
Работа двигателя приводит к тому, что создается существенная разница давлений на площади лопастей гребного винта. С одной стороны оно довольно сильно опускается (происходит разряжение), с другой – резко повышается. Именно этот эффект толкает яхту вперед.
Причем давление может упасть настолько сильно, что вода в буквальном смысле закипит при обычной комнатной температуре (20-22 градуса по Цельсию). Кавитационная эрозия возникает в момент резкого повышения давления на всасывающей стороне.
Из воды выделяется кислород, оседающий на всей площади корпуса, в том числе и на пропеллере. Пузырьки воздуха облепляют лопасти и начинают по ним активно перемещаться ближе к центральной оси, создавая дополнительное давление на гребной вал. Предельная концентрация чувствуется на всех палубах: гул из-под днища, усиленная вибрация, в отдельных случаях громкие хлопки.
Как развивается кавитационная эрозия
Её эффект можно заметить, когда судно перестает развивать скорость при повышении оборотов. Лопасти, облепленные “комками” воздуха и пара, в этот момент испытывают ощутимую перегрузку.
В отдельных секторах увеличивается сопротивление воды, а КПД (полезная работа винта) резко падает.
Кавитационная эрозия только начинает развиваться. Сопротивление жидкости в одной из частей винта всасывает газовую смесь в единый кулак, который ударяет по лопастям, откалывая небольшие кусочки и загибая по краям.
Пассажиры, находящиеся на борту, почувствуют резкий толчок, сопоставимый с ударом лодки о камни на мели. По убийственному характеру воздействия на винт многие судовладельцы кавитацию стали причислять к эрозийным процессам, хотя это не совсем так. Бороться с ней можно несколькими способами: периодическая шлифовка лопастей, их очистка, правка винтов и, на крайний случай, замена.
ПОЧЕМУ РАЗВИВАЕТСЯ КАВИТАЦИЯ
Чаще всего, как это не банально, все поломки – это вина самого яхтсмена. Поставить неисправное оборудование, которое заросло водорослями и моллюсками на лодку – распространенная практика среди неопытных новичков. Перечислим основные ошибки:
- Неудачный выбор гребного винта
- Неправильная форма лопастей
- Установка поврежденного пропеллера
- Отсутствует защитное покрытие
- Сильное обрастание
Чтобы сохранить гребные винты в рабочем состоянии, необходимо бережно относится к собственному судну. Не залезайте слишком близко к береговой линии, чтобы не сесть днищем и не закапаться в песке, разбивая движители и перенапрягая колонку. Кроме того, сами винты необходимо периодически осматривать и шлифовать.
Если степень повреждения и износа слишком высокая, советуем заказать новые, чтобы в будущем сезоне быть полностью готовым к навигации.