Транцевые плиты

Транцевые плиты

У вас не бывает ощущение, что судно движется неправильно? Может быть, крен пошел на один из бортов? Колонка не воет? Знаете, современные моторные яхты способны тащить достаточно большой вес, иногда даже с существенными перегрузками. Конечно же это отражается на продолжительности жизни мотора и редукторов. Но мы же с вами опытные яхтсмены и знаем, как выйти из воды сухим. Ну про транцевые плиты Вы слышали наверняка. Нет? Тогда давайте просвещаться.

НЕМНОГО ТЕОРИИ

Рисунок транцевых плит

Транцевые плиты- элемент регулирования положения судна в воде, помогающий скорректировать движение лодки, сохранив угол дифферента. Механизм плит частично нивелирует влияние ветра, течения, перегрузки. Разберемся подробнее.

Плиты различаются по нескольким параметрам и характеристикам. Первое – это вид приводной системы. Тут всё очень просто. Есть гидравлическая (она более старая), и есть электрическая (более новая).

Сразу о разнице. Первая, объективно, менее экологична. В гидравлике бегает масло, которое при незначительной деформации может покинуть привод. Поэтому иногда необходимо следить, чтобы всё было на своих местах: добавлять или менять масло, смотреть за подтеками. Среди преимуществ отметим относительную дешевизну комплекта плит. “Дешево и сердито”.

Куда приятнее использовать электрическую версию. Никакого масла. Установка на лодку проста: делаем несколько отверстий в корме, кидаем проводку и, вуаля, готово. Обслуживать тоже практически не нужно – главное хорошо загерметизировать отверстия, а дальше грамотно управлять плитами. К слову, это отличный вариант для тяжелых лодок и моторных яхт.

СОВСЕМ ДРУГОЙ УРОВЕНЬ

Теперь поговорим о том, насколько плиты могут быть автономными и самостоятельными. Существуют автоматические, регулируемые и нерегулируемые плиты. Последние закрепляются в определенном положении еще на берегу перед спуском. Они достаточно тяжелые с утолщениями в кормовом секторе, чтобы сопротивление с водой достигало нужных значений и катер мог вовремя выйти на редан. Зафиксированные они создают перераспределение гидростатической силы, возникающей при движении катера по глади воды и начинают выталкивать лодку в определенное положение. Старый, но рабочий метод.

Транцевые плиты

Но есть и более крутые системы плит. Регулируемые и автоматические. Это новый уровень управления, который облегчает нагрузку на мотор и колонку. Их название говорит само за себя.

Регулируемые напрямую подключаются к управлению судна. Контроллер выводится рядом с приборной панелью на месте капитана. Можно добавить еще 1-2 поста, например, на верхней палубе. Хотя это уже экзотика.

Регулировка происходит при вашем активном участии. Заметили, что появился крен на одну из сторон – подрубаем туда плиту. Лодка моментально начинает выравниваться относительно горизонта воды. Ощутимым бонусом станет снижение топливных потерь. Если раньше двигатель просил больше горючего, чтобы вытолкнуть судно на глиссер, то теперь к нему пришла подмога. Приятно и полезно.

Что можно сказать об автоматических транцевых плитах? Вариант для ленивых. Они максимально удобные. По сути, здесь электроника делает всё за капитана. Конечно можно взять управление в свои руки, но, чаще всего, искусственный интеллект выполнит задачу куда лучше. Минимальный наклон в сторону, и техника оперативно поднимает накренившийся борт. Шикарно сочетается с автопилотами.

Как работают транцевые плиты?

Чтобы правильно управлять транцевыми плитами, надо понимать, как они работают и чем помогают лодке. Итак, общий принцип работы основан на создании и корректировке подъемной гидростатической силы, возникающей при вращении лопастей гребного винта. На днище катера в момент движения оказывается давление, которое нам и необходимо использовать в своих целях, чтобы лодка “шла” под углом 3-7 градусов. Так достигается наименьшее сопротивление при глиссировании.

Создание подъемной силы под днищем судна

Как раз здесь на помощь нам и приходят транцевые плиты. Изменяя собственное положение, они перераспределяют подъемную силу в кормовом секторе, позволяя судну выровнять вектор движения.

Более того, принимая давление на себя, плиты спасают редуктор-колонку и двигатель от дополнительного износа, снимая необходимость работать в усиленном режиме. Так вы продлеваете жизнь мотора и экономите топливо, а следовательно и деньги.

Относительно управления. Хм, нужен опыт. Учиться, учиться и еще раз учиться. В обязательном порядке ознакомьтесь с инструкцией по эксплуатации, после чего использование транцевых плит станет намного приятнее. Конечно же, с автоматической системой проблем не возникнет – автопилот (при наличии) сделает всё сам.

Однако с нерегулируемыми придется “набивать руку”. Советуем не торопиться залезать в бурные потоки. Попробуйте для начала тренироваться в спокойной воде со слабым течением. А потом когда почувствуете, что навык сформировался, то пробуйте “сражаться со стихией” (в шторм всё равно не стоит лезть).