Защита судна от обрастания

защита судна от обрастания

Путешествуя по различным водоемам, владельцы яхт и катеров сталкиваются со многими проблемами, которые ведут к серьезным поломкам и дорогостоящему ремонту. Наиболее ситуация – это нарастание органического слоя на различных поверхностях яхты. Давайте подробнее разберемся из чего состоит налипший слой и какие проблемы поджидают неопытных новичков. Здесь представлены наши мысли и наблюдения, которые сформировались благодаря довольно продолжительному опыту общения с судами всех типов.

ВОДОРОСЛИ

Водоросли на катере

Большую часть времени лодка находится на воде. Чаще всего, она просто стоит у причала. Некоторые яхтсмены после спуска могут пройтись на катере 1-2 раза в сезон, а потом поднять его на берег и оставить на зимовку.

Тем не менее он всё равно в воде, где много растений и бактерий, желающих присоединиться к корпусу и спокойно жить на нем. Поэтому чем объект неподвижнее, тем быстрее обрастает.

И морские, и речные водоросли в равной степени любят селиться на днище. В процессе жизнедеятельности такие мигранты выделяют разные ферменты, которые потихоньку разрушают гелькоут и стеклопластик. Кроме того, морская живность имеет реальный вес. Были случаи, когда совокупный вес яхты увеличивался на несколько десятков процентов благодаря водорослям и тому, что в них застряло.

Когда вы вновь заведете моторы и отправитесь в путь, часть зеленой опушки отвалится. Впрочем, крупная порция так останется до того момента, пока вы вручную не сгребете ее. Если периодически не очищать судно, то все новые и новые переселенцы станут посещать ваш транспорт. Вы ощутите это довольно быстро. Увеличение потерь топлива на 20-30 процентов и возникновение крена станет серьезной угрозой уже в ближайшем будущем. Некоторые доводят лодку до состояния новогодней елки, когда она попросту не может выйти на глиссер.

МОЛЛЮСКИ

Моллюски на катере

Особое место занимают моллюски. В водной толще их многие миллиарды. В процессе размножения эти морские обитатели распространяются по воде и прилипают ко всему, что встретят на своем пути.

Они плотно обосновываются по всей площади судна, мешая его нормальному движению. Чтобы расти, моллюски ищут наиболее укромные места, в которых будут беспрепятственно питаться.

Неподвижные объекты – их излюбленное обеденное место. Забираясь как можно глубже, они стремятся закрепиться в материале, продолжать жить и размножаться. С ними лодка быстро теряет ходовые качества: уменьшится максимальная скорость, повысится нагрузка на силовую систему.

Увеличивается топливная потеря. Работают на износ и мотор, и колонка. Развивается кавитация на лопастях гребных винтов. Если замена движителя (-ей) еще более-менее дешевое мероприятие, то покупка нового или восстановленного двигателя поднимет волосы не только на голове, но и в подмышках любого яхтсмена.

СЛИЗЬ

Слизь на катере

Дополнительные проблемы создает слизь. Это побочный продукт жизнедеятельности водных обитателей. Чаще всего, она встречается на глубине 0.2-3.5 метра. Тут обитают миллиарды одноклеточных бактерий, которые выделяют во внешний мир переработанные вещества. Они, подобно хорошему клею, смазывают днище тончайшим слоем, создавая отличную почву для обрастания водорослями и моллюсками.

Со временем органическая шапка только увеличивается в размерах и весе. Смыть ее волнами уже не получится, ибо клейкая масса практически не растворяется в воде. Такой нарост нужно убирать вручную под мощным напором воды. Подойдет только специальная химия, которая не будет наносить вред и материалу днища.

Опять же долгий и недешевый процесс может не принести ожидаемых результатов. Это разовая акция. Однажды очистив корпус, никто не даст гарантии, что больше не придется проводить работы.

ОСМОС

Осмотические пузыри на корпусе катера

Его называют чумой стеклопластика. Иногда медленный, а иногда и быстрый процесс. Вы можете не замечать его годами. Снаружи лодка не будет подавать признаков болезни, но внутри уже творится полная вакханалия.

Помните, что пластик лодок пористый? Со временем он насыщается, принимая воду. Если гелькоут еще живой, то он играет роль мембраны, препятствующей диффузии.

Но как только его слой под действием силы трения истирается, жидкость снаружи уже ничто не остановит. Единственная перегородка трещит по швам, а материал начинает разрушаться. Осмотические пузыри – один из первых сигналов того, что защита серьезно парализована. Это отличительная особенность данной болячки. Здесь покрытие днища (или его остатки) уже играет против судовладельца.

Катер разбухает изнутри, в первую очередь, из-за свойства самой мембраны, роль которой занимает гелькоут. Корпус может впитать, но не может отдать. Вода внутри испаряется и расширяется, вытягивая материал вдоль точек наименьшего сопротивления. Не обойтись мелким косметическим ремонтом. Потребуется углубиться в днище и вырезать несколько слоев, но и это не даст 100% гарантию.

ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Повреждение корпуса судна

Прежде всего, это разрушения материала. Как мы уже выяснили, живые организмы выделяют различные слаботоксичные вещества. Токсин стимулирует процессы разложения лакокрасочного покрытия. Он внедряется в микроскопические разрезы.

Чем больше таких локальных повреждений, тем сильнее напитывается стеклопластик, вбирая в себя воду. Так вы можете увидеть темную паутину, пузыри и вздутые участки – прямое свидетельство ослабленной защиты яхты. Обрастание ограничивает ходовые характеристики лодки, создавая трудности при управлении.

Многие десятки килограммов водорослей, моллюсков и слизи создают дополнительную нагрузку. Вы больше не разгонитесь до прежних скоростей. Значительно ухудшается маневренность. Лодки, стоящие у понтонных причалов без защиты, обрастают за пару-тройку недель. Утяжеление влечет увеличение осадки. Отсюда растет нагрузка на двигатель и колонку. Они и так работают на износ, а здесь вы даете ту нагрузку, которую отдельные модели могут не выдержать.

О глиссировании можете забыть в принципе. Облипшая лодка не позволит развить нужную скорость. А теперь представьте, насколько безопасно ваше увлечение водным спортом с такой яхтой. Уже со швартовкой возникнут проблемы. Хотите повредить соседние катера и заплатить за их ремонт – мы полагаем, нет. Но что произойдет, если настигнет шторм? Небольшая волна, ударяющая в борт, может стать последней. При существенном перевесе ни интерцепторы, ни транцевые плиты Вас не спасут.

Защита судна от обрастания

защита судна от обрастания

Необходимо нанести на днище защитный слой. И здесь нам поможет необрастающая краска. Это специальный вид эмали, разработанный для лодок и яхт. Она применяется по всему миру и хорошо переносит любые климатические условия.

Одна из самых распространенных услуг в сервисных центрах – нанесение защитного слоя краски на корпус ниже ватерлинии. Что это дает?

Название говорит само за себя: всё, что мы перечислили раньше, после нанесения Вам не грозит. Конечно же, если правильно выполнили процесс покраски. При должном окрашивании “по всем нормам” создается барьер для растительности и микроэлементов, предотвращающий их прилипание.

Краска “хитра и коварна” по отношению к морским жителям: она мельчайшими кусочками отваливается от днища, не давая моллюскам выбрать место обитания. Для человеческого зрения – это ненаблюдаемый процесс.

ПОЧЕМУ ВЫБИРАЮТ НАС

защита судна от обрастания

Да, этим занимаются многие сервисные организации. Вопрос в другом. Вы уверены, что соблюдается процедура нанесения?

Краска любит не только тепло, но и низкий уровень влажности. Перед нанесением нужно старый грунт удалить, зачистить и отремонтировать корпус и только потом приступать к работе. Что можно сказать относительно самой краски?

Видов очень много: несколько десятков производителей предлагают эмали собственного производства. Выбирайте только проверенную. Из практики известны случаи, когда лодку покрывают автомобильной краской, обладающей совершенно иными свойствами. Она не отпадает, а держится плотным слоем. По сути, это совершенно пустая трата денег, которая не приведет ни к чему хорошему. Водоросли как лезли на борт, так и будут продолжать располагаться под ватерлинией.

Принцип действия авто- и судовой краски совершенно разный. Последняя буквально жертвует собой и уходит на дно вместе со всей зеленой капустой, потихоньку отделяясь от корпуса. Эмали для автотранспорта образуют шершавый каркас. Он углубляется вглубь стеклопластика и попросту висит на нем. Удалить ее очень тяжело. Мы пробовали пескоструйный аппарат – ноль эффекта. Только активная кислотная химия дала незначительные результаты. В любом случае владелец лодки потерял очень много времени и денег, пока механики стирали шпателями старую эмаль.

ПОРЯДОК НАНЕСЕНИЯ

защита судна от обрастания

Чтобы новая краска легла ровно, нужно соблюдать несколько условий. Во-первых, старый грунт и эмаль нужно удалить. Класть новые слои на уже потерявшее свойства покрытие не имеет никакого смысла. Его стираем его до стеклопластика. Далее шлифуем и залечиваем все поврежденные участки: убираем сколы, реанимируем места ударов и прочие “грехи” яхтсмена. Поверхность обязательно нужно очистить от пыли и обезжирить. Только теперь кладем грунт. Делаем это в несколько слоев для максимального эффекта.

Как говорили ранее, грунт любит тепло, поэтому, если вы покрываете днище в +10°С, перед нанесением очередного слоя должно пройти как минимум 2-3 часа. Чем ниже температура, тем больше времени нужно ждать. Работает это и для судовых эмалей. Ее тоже кладем в 3-6 слоев. Обратите внимание на киль, корму, рули. В этих областях краска живет меньше, поэтому под конец еще два-три раза пройдитесь там кисточкой или валиком.

Какую краску выбрать?

Мы выбираем два типа эмалей. Компания International производит, по нашему мнению, одну из лучших видов краски в данной области. Необрастающее покрытие Interspeed Ultra обладает сильнодействующей формулой для условий с высокой степенью обрастания (озера, широкие реки). Она создает твердое и стойкое покрытие, гарантируя долгосрочную защиту корпуса.

Вторая по описанию, но не по качеству – эмаль  Trilux. В ее состав входят высокотехнологичные частицы, основанные на технологии Teflon. Яркая, сочная краска с широкой палитрой цветов совместима с любым материалом, включая алюминий. Если вы часто поднимаете катер, то это ваш выбор.

Необрастающая краска Interspeed Ultra

INTERSPEED ULTRA

Необрастающая краска Trilux 33

TRILUX 33

Оба вида красок выделяются улучшенной технологией TEFLON. Вкратце, в эмали находятся частицы, препятствующие промоканию. Бонусом они немного снижают трение о воду, давая вам возможность выйти на глиссер чуть быстрее. Совсем недавно покрытие еще раз проапгрейдили.

Добавили технологию Biolux. Что это значит? Всё довольно просто: на сей раз включили в состав немного органических биоцидов, которые контролируют выщелачивание. Они безопасны и для вас, и для речных жителей. Последние попросту не подойдут к днищу, ибо биоциды действуют на молекулярном уровне, мешая водорослям зацепиться за окрашенную поверхность.

НАГЛЯДНОЕ СРАВНЕНИЕ

защита судна от обрастания
защита судна от обрастания
защита судна от обрастания
защита судна от обрастания
защита судна от обрастания
защита судна от обрастания